В условиях сокращения бюджетов большинство покупателей перекладывают бремя на поставщиков, которым в текущей ситуации на рынке продаж часто ничего не остаётся, кроме как смириться с этим. Однако некоторые поставщики лучше защищены от сокращений благодаря крепким отношениям с клиентами, высокому уровню удовлетворённости и, что наиболее важно, способности подтвердить своё влияние на ключевые бизнес-показатели. Лучше среднего справляются те, кто занимает активную позицию — они начинают решать вопрос ценообразования до того, как получат письмо или звонок из отдела закупок.

Вот несколько советов о том, как реагировать на запрос клиента о снижении цены.

Задайте сложные вопросы сначала

  • Стоит ли игра свеч? Не погибнет ли ваша компания без этого контракта? Каков баланс сил? Хорошо ли клиент платит? Насколько прибыльна работа?
  • Каковы мотивации покупателя? Что лежит в основе бизнес-потребностей клиента? Это сокращение расходов, повышение эффективности, контроль за денежными потоками, сокращение несущественных расходов, откладывание капитальных проектов или максимизация доходов/ценности? Ответ на этот вопрос может тонко, но значительно повлиять на переговоры о цене.
  • Насколько ценны отношения? Успех переговоров зависит от качества отношений. На что вы готовы пойти, чтобы удовлетворить потребности клиента, зависит от важности клиента для вашего бизнеса.
  • Каково влияние на финансовые результаты? Вернитесь к бюджету проекта, денежным потокам и отчёту о прибылях и убытках. Каково будет влияние сокращения цен? Как различные стратегии достижения сокращений на 5%, 10% и 15% повлияют на маржу и прибыль? Некоторые аспекты проектов менее прибыльны, часть из них может быть передана на аутсорсинг и приносить лишь небольшую маржу — сосредоточьтесь на этих областях для наибольшего сокращения.
  • Каковы перспективы рынка? Сколько берут конкуренты? Какова стоимость перехода?

Стратегии для использования в переговорах

Подготовьтесь к переговорам

Практикуйте различные сценарии — убедитесь, что у вас есть информация о ценах конкурентов, используйте данные из обзоров проектов, приходите с предложениями, играйте в «доброго и злого полицейского», не принимайте решения сразу, но дайте себе время на размышления.

Пересмотрите свой контракт

Что говорит ваш контракт о переговорах? Хотя вы можете согласиться на переговоры, даже если это технически не требуется по контракту, вопросы времени и связанные с ними проблемы очень важны. «Все сделки подлежат переговорам», но это во многом зависит от переговорной силы сторон.

Используйте правильных людей для переговоров

Важен выбор тех, кто будет участвовать в переговорах. Не оставляйте это на усмотрение лица, которое ежедневно занимается учётом. Любые переговоры должны быть утверждены на самом высоком уровне.

Заранее определите свою конечную позицию для переговоров и то, как вы собираетесь её улучшить. Учитывайте ключевые моменты переговоров с точки зрения покупателя.

Что вы получите взамен?

Имея в виду взаимовыгодный результат, что может предложить покупатель в обмен на снижение цены? Например, «Если вас не устраивает согласованная цена и вы хотите дешевле, то я мог бы пересмотреть её в обмен на увеличение объёма заказов от вас».

Основные принципы, которым следует следовать

Применяйте взаимовыгодный подход

Грамотно обращайтесь с ситуацией, ставьте себя на место покупателя — это не личное, это бизнес. Как только встаёт вопрос о переговорах, действуйте активно, установите процесс и график для решения проблемы.

Переосмыслите вопросы в терминах ценности или влияния вашего решения на бизнес клиента

Были ли достигнуты ожидаемые преимущества? Появились ли неожиданные выгоды? Теперь, когда вы лучше знаете клиента, среду и т. д., чем в начале проекта или при составлении предложения, вы можете использовать этот опыт при пересмотре проекта и анализе соотношения затрат и выгод с сотрудником отдела закупок.

Сосредоточьтесь на эффективности и на дополнительных выгодах/ценности

Количественно оцените влияние вашего решения на бизнес клиента и определите способы максимизации этого влияния. Это может показаться возвращением к более ранним этапам процесса продаж, но подтверждение потребностей и окупаемости для клиента важно.

Рассмотрите общую стоимость решения

Ваши затраты могут составлять лишь небольшую часть от общей стоимости для клиента. Например, цена клиента на программное обеспечение составляла 1,5 миллиона евро; однако организация клиента выделила 50 сотрудников ИТ-отдела на 12 месяцев для реализации проекта, что более чем удвоило бюджет. Сосредоточение внимания на этой области может выявить широкий спектр возможностей для экономии.

Найдите инновационные способы сокращения затрат

  • Ценовая дифференциация: Определите изменения в продукте/услуге, которые могут существенно повлиять на воспринимаемую ценность — например, уровни поддержки, набор функций, масштабируемость и т. д. — что может стоить совсем недорого, но сильно повлиять на уровень воспринимаемой ценности.
  • Упростите продукт: Иногда вам нужно перестать добавлять ценность, когда это слишком увеличивает стоимость вашего продукта.
  • Переупакуйте и перегруппируйте: Разбейте ваше решение на компоненты ценности и стоимости. Например:
  • Сокращение затрат на поддержку — например, улучшенная функциональность самообслуживания или удалённый мониторинг.
  • Более гибкое ценообразование (например, программное обеспечение как услуга) или модели поставки (например, поэтапная реализация).
  • Предложите самостоятельное обеспечение/внутреннее выполнение частей решения — например, клиент предоставляет ресурсы рабочей силы для сокращения бюджета на реализацию.

ПОДСКАЗКА: На что вы готовы пойти, чтобы удовлетворить потребности клиента, зависит от важности клиента для вашего бизнеса.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.